Стадии образования навыка

Стадии образования навыка

Стадии образования навыка

Принято различать три стадии образования навыка.

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Например, при навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги или перед дрессировщиком.

Для первой стадии навыка характерны две особенности:

- во-первых, наблюдаются явления обобщения условных раздражителей собакой. Она не может различать команды одну от другой, иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде «Сидеть» ложится и т. д.

В подобных случаях дрессировщик должен заторможивать ошибочные действия собаки и только лишь правильные ее действия закреплять дачей лакомства и поглаживанием;

- во-вторых, первоначальная связь на команду только еще устанавливается, и дрессировщик не в состоянии преодолеть сразу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэтому первоначальные занятия следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применять условные и безусловные раздражители средней силы.

Вторая стадия заключается в усложнении первоначально выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс.

С этой целью усложняются условия дрессировки и меняется характер действий дрессировщика, применяются команды в повышенной интонации и безусловные раздражители большей силы.

Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде «Ко мне» является закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком, выработка условного рефлекса на жест, а также выработка выдержки в различных положениях.

В этом периоде следует добиваться от собаки четкой дифференцировки применяемых команд, и все ее ошибочные действия своевременно заторможивать принуждением, в случае необходимости механическим воздействием (рывок поводком, применение строгого ошейника, нажатие рукой и т. п.), а правильные действия закреплять лакомством и поглаживанием.

В третьей стадии выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует как можно чаще менять места занятий, проводить занятия в разное время суток, в разную погоду при наличии различных посто­ронних раздражителей вблизи (животных, проходящего транспорта, людей и т. д.).

При управлении поведением собаки в сложных условиях дрессировщик должен применять более сильные раздражители, чем обычные (увеличить силу применяемых механических раздражителей). При этом нужно уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче команды. Правильным воздействием на собаку добиваются закрепления вырабатываемого навыка, который должен четко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В последующем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака используется на службе.

Приемы дрессировки для приучения собак к розыскной, сторожевой и другим службам основаны на том, что животные постепенно усваивают сложные действия, т. е. на базе одного выработанного навыка вырабатывается последующий.

Таким образом, образование навыка у собаки происходит не сразу, а постепенно (по стадиям), в результате последовательного воздействия на ее организм при помощи дрессировки.

А еще можно опубликовать статью в своем блоге:
Опубликовать в twitter.com         Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 feed. Комментарии и пинги сейчас закрыты. Извините.

Комментарии закрыты.


Обратный звонок RedConnect