Как дрессировать собаку

Как дрессировать собаку

Как дрессировать собаку

Успех дрессировки собак зависит от степени знания  дрессировщиком теоретических основ дрессировки и наличия практических  навыков, что позволит умело использовать врожденные способности собаки,  особенности её поведения и развивать, совершенствовать  новые  желательные  для службы качества.

Изложенная в учебниках и учебных  пособиях  методика  дрессировки рассчитана на собак сильного, подвижного и уравновешенного  типа  высшей  нервной  деятельности,  имеющих  преобладающую   активно-оборонительную реакцию поведения, прошедших курс воспитательной и  подготовительной дрессировки.

В процессе дрессировки часто приходится встречаться с собаками, имеющими различные типы ВНД и разнообразные преобладающие реакции поведения. Каждая собака имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в определении методов и способов при выработке условных рефлексов и доведении их до навыков. Такой подход в дрессировке собак называется и н д и в и д у а л ь н ы м.

Сущность индивидуального подхода при дрессировке собак состоит  в следующем:

- в выборе метода дрессировки сообразно преобладающих реакций поведения собаки;

- в умелом подборе и применении раздражителей в процессе  дрессировки;

- в определении рабочего режима и режима упражнений в ходе дрессировки.

Как дрессировать собаку

Как дрессировать собаку

1. ОСОБЕННОСТИ ДРЕССИРОВКИ СОБАК С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особенности поведения собак зависят от многих причин и факторов, но главным образом они определяются свойствами нервных процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов разделил всех собак по взаимоотношению этих свойств на четыре основные группы, имеющие общие типологические особенности состояния нервной системы. По силе возбуждения и торможения, по уравновешенности и физиологической подвижности этих процессов И.П. Павлов дал характеристику этих групп (типов) собак:

сильный, возбудимый (холерический);

сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический);

сильный, уравновешенный, малоподвижный (флегматический);

слабый (меланхолический).

Тип определить трудно, поэтому от руководителя занятий требуется умение ориентироваться в типологических особенностях каждой собаки и рекомендовать частные методики применения раздражителей в выработке условных рефлексов и формировании у собаки навыков.

а) Особенности дрессировки собак возбудимого (холерического) типа ВНД.

При дрессировке собак этого типа необходимо учитывать, что процессы возбуждения и торможения сильные, но возбуждение преобладает над торможением. Поэтому положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, проявляются в сильно выраженной форме. Тормозные рефлексы образуются медленно, с большим трудом и легко растормаживаются на малейшие посторонние положительные раздражители. Это вызывает нервозность у дрессировщика и нежелание работать с такой собакой.

Дрессировщику необходимо помнить, что собаки этого типа очень активны и неутомимы в работе, у них почти не бывает срывов и неврозов на сильные раздражители, при правильной дрессировке они могут показать хорошую работоспособность. Кроме того, при настойчивости и терпеливости дрессировщика можно выработать тормозные рефлексы, закрепить их до навыков, которые укрепят тормозные процессы, и поведение собаки будет к концу дрессировки несколько уравновешенным.

С возрастом (3-4 года) это будет собака отличной работоспособности.

б) Особенности дрессировки собак подвижного (сангвинического) типа

Собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке к различным видам службы. Условные рефлексы (положительные и отрицательные) образуются легко и быстро, навыки отличаются стойкостью и длительностью.

При дрессировке таких собак соблюдается общая методика, придерживаясь строгой последовательности ввода усложнений и систематичности отработки навыков.

Основной метод дрессировки – контрастный. Режим упражнений сочетается с рабочим режимом, можно давать различные рабочие  нагрузки по времени и на дистанции. Чередование различных приемов меньше утомляет собаку, и у неё не образуется стереотипных навыков. Поэтому для собак этого типа наиболее применим способ комплексирования различных приемов и методов к подготовке к определенному виду служебного использования.

в) Особенности дрессировки собак инертного (флегматичного) типа ВНД

Собаки этого типа вяло и медленно реагируют на раздражители, тяжело переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения, изменение самого рефлекса и переделывание навыков. У этих собак в начале дрессировки происходит медленное образование условных рефлексов и формирование их в навыки. Наблюдается отставание в дрессировке, и к собакам ошибочно начинают применять более сильные раздражители, что приводит к развитию пассивно-оборонительной реакции и даже трусости.

Основной метод в дрессировке – вкусопоощрительный и контрастный.

Режим упражнений определяется в зависимости от общего состояния и поведения собаки на занятиях. Следует осторожно применять сильные раздражители при развитии злобы и при задержании (если собака ведёт себя спокойно, а помощник для повышения активности наносит ей сильные удары, то в результате собака перестаёт ходить на задержание и перестаёт работать по следам).

г) Особенности дрессировки собак слабого (меланхолического) типа ВНД

Собаки этого типа имеют слабые, неуравновешенные, малоподвижные нервные процессы и медленно приспосабливаются к новым условиям  жизни, к новым дрессировщикам и к изменениям в обстановке. При неправильном воздействии раздражителями у собак часто образуется пассивно-оборонительная реакция поведения, переходящая в боязливость и трусость.

Слабость нервных процессов делает собак очень чувствительными к различным раздражителям, а малейшее повышение их силы вызывает торможение рефлекторной деятельности собаки. Сильные раздражители  вызывают запредельное торможение и невротические состояния.

Дрессировка собак слабого типа возможна при условии осторожности, настойчивости и отличного знания особенностей поведения собаки. Собак необходимо постоянно приучать к раздражителям различной силы и продолжительности, к увеличению режима рабочей нагрузки, не допуская случаев запредельного торможения и неврозов. Упражнения необходимо сочетать с частыми выгуливаниями, предоставлением отдыха в случаях появления пассивности.

Основной метод дрессировки – вкусопоощрительный. При кропотливой дрессировке от собаки можно добиться высоких показателей в работе. Но навыки не являются безотказными, и поэтому таких собак в дрессировку не берут.

Как дрессировать собаку

Как дрессировать собаку

2. МЕТОДИКА ДРЕССИРОВКИ СОБАК С УЧЕТОМ ИХ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ РЕАКЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ

Поведение собаки – сложная рефлекторная деятельность, обеспечивающая взаимодействие организма с внешней средой.

В процессе жизни под влиянием условий окружающей среды отдельные основные реакции поведения могут усиливаться или ослабевать, в результате чего одна из основных реакций может проявляться в более сильной форме и преобладать над другими. Такие реакции поведения называются преобладающими реакциями.

Собаки, собранные из различных условий их выращивания и воспитания, отличаются самыми разнообразными преобладающими реакциями поведения. В зависимости от преобладающей реакции поведения животное по разному реагирует на один и тот же раздражитель и даже на одни и те же условия внешней среды. Преобладание той или иной реакции поведения у животного определяет и выбор соответствующего метода дрессировки. Поэтому начальный период дрессировки отличается большим разнообразием применяемых методов и способов дрессировки.

Из предыдущей темы известно, что основными методами в дрессировке являются: вкусопоощрительный, механический, контрастный, подражательный и метод наталкивания.

Основными преобладающими реакциями поведения у собак могут быть: активно-оборонительная, пищевая, ориентировочная, половая, поисковая, злобная и злобно-трусливая, пассивно-оборонительная и др.

При выработке условных рефлексов и формировании навыков у собак следует применять такие методы дрессировки, которые соответствуют преобладающей реакции. Вкусопоощрительный метод рекомендуется применять при дрессировке собак с преобладающей пищевой или пищевой с активно-оборонительной.

Механический метод – для дрессировки собак с преобладающими активно-оборонительной и выраженной поисковой реакциями поведения.

В практике дрессировки чаще всего встречаются собаки со смешанными преобладающими реакциями поведения. Для таких собак наиболее применим контрастный метод дрессировки. Он применим и для собак с активно-оборонительной, пищевой, поисковой, ориентировочной и другими реакциями поведения. Данный метод в дрессировке служебных собак считается главным. Он обеспечивает быстроту выработки условных рефлексов, формирование сложных навыков и безотказность их применения.

Рассмотрим особенности дрессировки собак, имеющих различные преобладающие реакции поведения.

а) Особенности дрессировки собак с активно-оборонительной реакцией поведения

Дрессировка собак с активно-оборонительной реакцией поведения при использовании механического метода может производиться различными способами в зависимости от других индивидуальных особенностей поведения.

Среди собак этой группы могут быть чрезмерно-злобные, не злобные, злобно-трусливые, умеренно злобные с ориентировочной или пищевой реакцией.

Дрессировка умеренно-злобных собак с активно-оборонительной реакцией поведения осуществляется по общей методике с применением  механического или контрастного метода. Количество сочетаний и режим упражнений устанавливается руководителем на каждом занятии в зависимости от приёма дрессировки и стадии выработки навыка. Развитие злобы проводится 1-2 раза в неделю, как правило, в конце занятий. На запаховый след собака становится обычными способами, при снижении активности во время работы по следу увеличивается количество упражнений по развитию злобы.

Дрессировка чрезмерно злобных собак осуществляется по специальной методике. Собаки закрепляются за смелыми и опытными дрессировщиками, при этом руководитель занятий следит за установлением контакта и соблюдением мер безопасности, предупреждая покусы, как самого дрессировщика, так и посторонних людей.

Первоначальная дрессировка проводится в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей и при отсутствии на близком расстоянии посторонних людей. На первых занятиях не рекомендуется применение сильных болевых раздражителей.

С установлением контакта и выработкой запрещающих условных рефлексов приступает к дрессировке по обычной методике. Особенности дрессировки заключается в ровном, спокойном и смелом обращении с собакой.

При длительной и кропотливой дрессировке к концу третьего периода собаки уравновешиваются в поведении, и дальнейшая дрессировка их осуществляется обычными методами (контрастный и механический).

б) Особенности дрессировки собак, имеющих преобладающую пищевую реакцию

При дрессировке собак, имеющих выраженную пищевую реакцию, выработку первоначального условного рефлекса в каждом отдельном случае следует производить вкусопоощрительным методом. Однако при дрессировке собак с преобладающей пищевой реакцией не исключается применение других методов (механического, контрастного, подражательного).

Для получения хорошего результата дрессировки этим методом, собаки должны в момент выработки условного рефлекса находиться в полуголодном состоянии. Лакомство дается небольшими кусочками для поощрения за правильно выполненные действия. Первоначально подкрепляются все выполняемые действия, а по мере упрочения условного рефлекса подкрепляются только каждая третья выполненная команда.

С помощью пищевых раздражителей при дрессировке собак вырабатываются общедисциплинарные навыки. Специальные навыки вырабатываются другими способами, а пища служит только поощрением. Дальнейшее закрепление рефлексов производится контрастным методом.

в) Особенности дрессировки собак с преобладающей ориентировочной реакцией

Дрессировка таких собак начинается на местности, свободной от различного вида отвлекающих раздражителей. Участок подбирают закрытый, вдали от других дрессировщиков. Первоначальные условные рефлексы вырабатываются на одних и тех же участках, знакомых для собаки. Изменение обстановки и ввод усложнений в каждом приеме даётся только после образования устойчивого рефлекса или даже навыка у собаки.

Для собаки с преобладающей ориентировочной реакцией наиболее применим подражательный метод дрессировки. На раздражители, отвлекающие собаку, вырабатывают угасательное торможение путем постепенного приучения к ним во время последующих занятий в процессе дрессировки.

У собак с умеренно выраженной ориентировочной реакцией быстро образуются условные рефлексы работы по запаховому следу, выборке вещей, человека, запаховой дифференцировки при одорологической идентификации. Но они в течение длительного времени легко затормаживаются, и поэтому бывают частые случаи срывов в работе.

г) Особенности дрессировки собак с преобладающей пассивно-оборонительной реакцией

В дрессировку допускаются собаки из этой группы, не имеющие трусости и не впадающие в запредельное торможение во время дрессировки.

Дрессировка собак с преобладающей пассивно-оборонительной реакцией производится вкусопоощрительным методом или контрастным. В отдельных приёмах можно применять раздражительный метод. Главная цель любого метода – развить активность, смелость и не допустить проявления боязливости и особенно трусости. Чаще всего это происходит при отработке приёмов специальной дрессировки.

У молодых собак активно развивается применением приёмов воспитательной дрессировки. Старых собак с  пассивно-оборонительной  реакцией дрессировать не целесообразно.

е) Особенности дрессировки собак с преобладающей поисковой реакцией поведения

Умеренно выраженная поисковая реакция у собак является ценным врождённым качеством и признаком хороших рабочих качеств. Она может быть обонятельной, слуховой и зрительной. Чаще всего эти реакции проявляются в комплексе. Но нередко приходится встречаться с чрезмерно выраженной одной из них. Причинами преобладания слуховой или зрительной могут быть ошибки в дрессировке или ослабление обоняния у собаки.

Выраженность слуховой реакции у собаки чаще всего бывает при ослаблении зрения или обоняния. Такие собаки ориентируются на местности и в окружающей обстановке по слуху. Общедисциплинарные навыки у таких собак отрабатываются быстро и выполняются по командам очень чётко. Такие собаки чутко несут караульную и сторожевую службу, но плохо работают по чутью (по следу, при обыске местности и в одорологической идентификации).

ж) Особенности дрессировки собак с преобладающей реакцией привязанности

Умеренно развитая реакция привязанности является необходимым условием установления настоящего контакта дрессировщика с собакой. У отдельных собак она может быть выражена чрезмерно и мешать дрессировке. Такие собаки пассивны без дрессировщика, срываются с места при отработке навыков на расстоянии, не отходят от дрессировщика при обыске местности, работе по следу, плохо идут на задержание и т.д.

Руководитель занятия должен дать обучаемым рекомендации по особенностям методики работы с такими животными. Основной метод дрессировки – механический или контрастный. Исключается излишнее ласковое обращение с собакой. На след первоначально собаку ставят по запаху дрессировщика или на апортировочный предмет. Периодически кормление таких собак разрешается производить другим дрессировщикам. С установлением правильного контакта и погашением резкой выраженности реакции привязанности дрессировка производится по обычной методике.

Как дрессировать собаку

Как дрессировать собаку

3. ДРЕССИРОВКА СОБАК СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТА, ПОЛА, УСЛОВИЙ ВЫРАЩИВАНИЯ И СТЕПЕНИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Для дрессировки могут быть приняты собаки разных возрастных групп, воспитанные в разнообразных условиях и имеющие разную степень подготовленности. В зависимости от этого необходим дифференцированный подход и к их дрессировке. Например, у молодых собак нервная система недостаточно окрепшая. Они чаще могут проявлять трусость на новые раздражители большой силы.

При дрессировке необходимо учитывать и пол собаки.

Исследования показали, что кобели в среднем обладают более сильной нервной системой, чем суки. Изучение пассивно-оборонительной реакции у собак разного пола показало, что суки в среднем более трусливы, чем кобели. Это зависит от того, что суки, имея более слабую нервную систему, с большим трудом изживают щенячий рефлекс естественной осторожности, чем кобели.

Активно-оборонительная реакция (по отношению к человеку) более резко выражена у кобелей.

Таким образом, кобели по сравнению с суками имеют более сильный тип нервной системы, не так сильно выраженную пассивно-оборонительную реакцию и более резко выраженную активно-оборонительную реакцию.

На основании вышеперечисленного можно рекомендовать при массовом отборе собак для розыскной службы отдавать предпочтение кобелям.

Важное значение в дрессировке собак имеет учёт особенностей их выращивания. Условия выращивания отражаются на формировании преобладающих реакций поведения, выносливости, втянутости и состояния физического развития. Правильная воспитательная дрессировка значительно облегчает выработку условных рефлексов и формирование устойчивых навыков при служебной дрессировке.

Часто встречаются собаки, которые не прошли воспитательной дрессировки. Они отличаются бедностью условно-рефлекторных поведенческих реакций и актов. Подготовку таких собак надо начинать с упражнений воспитательной дрессировки. Если есть время, то до основного курса дрессировки необходимо провести занятие по подготовительной дрессировке.

Условия выращивания и воспитания имеют решающее значение на формирование правильных условных рефлексов. Щенки, выращенные без определённой системы воспитания, имеют низкие качества дрессировки. Щенки, выращенные в закрытых помещениях, в изолированных условиях от внешней среды, как правило, имеют ориентировочную или пассивно-оборонительную преобладающую реакцию поведения.

Собаки, полученные от любителей-собаководов, имеют активно-оборонительную реакцию и приучены к воздействиям разнообразной обстановки. Но у многих собак, выращенных в городских или комнатных условиях, нет или слабо выражены поисковые реакции поведения. Чтобы такую собаку приучить к работе по следу, затрачивается много времени, иногда их дрессировка бывает безуспешной.

Недостаточная активно-оборонительная реакция мешает приучить собак к задержанию убегающего помощника и вести с ним борьбу. Такие собаки слабо работают по запаховому следу, при обыске местности и помещений.

Дрессировка собак, не приученных к задержанию, к безразличному отношению, к вспышкам осветительных ракет, выстрелам, освещению прожектора и т.д., затягивается или становится вообще невозможной.

Все эти особенности требуют индивидуальной методики дрессировки и руководитель занятий обязан давать дрессировщикам конкретные задания на каждое занятие.

На методику дрессировки влияет степень подготовленности собаки, если она уже была в дрессировке и даже использовалась на службе.

Не менее важное значение имеет степень подготовленности самого дрессировщика. Опытные дрессировщики подготавливают собак быстрее и успешнее. Неопытные отстают и допускают много ошибок. Индивидуальный подход должен быть и при обучении самих дрессировщиков. Не все дрессировщики одинаково и быстро усваивают теоретические основы, технику дрессировки и овладевают навыками дрессировщика.

Искусство дрессировки состоит в умелом определении индивидуальных особенностей собаки и выборе той или иной методики, рекомендованной при раскрытии темы.

А еще можно опубликовать статью в своем блоге:
Опубликовать в twitter.com         Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 feed. Комментарии и пинги сейчас закрыты. Извините.

Комментарии закрыты.


Обратный звонок RedConnect