Воспитание собаки

Воспитание собаки

Воспитание собаки

Воспитание собаки

Воспитание как термин часто встречается в литературе посвященной выращиванию, содержанию и дрессировке собак.

Давайте разберемся что такой дрессировка, а что такое воспитание.

Так, например, И. Сваровски, М. Отт, Г. Вундерлих (И. Сваровски, М. Отт, Г. Вундерлих «Воспитание собаки», Калининград, Янтар. Сказ, 1998), полагают, что под воспитанием подразумевается все виды и типы подготовки собаки.

Тогда как О.И. Ульянова считает, что “Под воспитанием надо понимать согласие в правилах поведения в совместной жизни между человеком и собакой, когда оба получают от этого преимущество. Воспитание строится на радостном сотрудничестве, которое должно развивать у собаки уверенность в себе и одновременно утверждать авторитет человека.

Дрессировка же строится на принципе подчинения и подавления. В первые полгода жизни щенку необходимо воспитание, а не дрессировка, потому что применение в возрасте до одного года методов, используемых при дрессировке, формирует у щенков покорную рабскую душу, а не боевитую, уверенную в себе собаку” (О.И. Ульянова Воспитание щенка немецкой овчарки. Нижний Новгород, Флокс, 1992), противопоставляя дрессировку воспитанию. Однако большинство авторов руководств по воспитанию и дрессировке собак занимают компромиссную позицию: “Воспитание и дрессировку нельзя строго разграничивать” (В.Бочаров и А.Орлов. Дрессировка служебных собак. М., ДОСААФ, 1957); “Провести четкую грань между воспитанием щенка и начальной его дрессировкой практически невозможно” (В.Н.. Зубко Воспитание щенка. М., БиС, 1995); “Дрессировка неотделима от воспитания собаки…” (А.Н.. Власенко. Спортивная дрессировка собак служебных пород. М.,ИНПА, 1993).

Например, В. Бочаров и А. Орлов (В.Бочаров и А.Орлов Дрессировка служебных собак. М., ДОСААФ, 1957) считают, что “Воспитание щенков неразрывно связано с процессом их выращивания… Воспитание должно обеспечить проявление, развитие и закрепление у щенков таких инстинктивных реакций, которые будут лежать в основе последующей дрессировки (например, оборонительная реакция в активной форме — “злобность”) и подавлении всех реакций, затрудняющих дрессировку…

Цель воспитания щенка — вырастить дисциплинированную, смелую, физически крепкую собаку со здоровой нервной системой и сильным типом высшей нервной деятельности, пригодную для служебного использования… В процессе воспитания щенку прививают полезные навыки, знакомят его с окружающей средой, развивают врожденные рефлексы, которые в дальнейшем послужат основой при дрессировке взрослой собаки. Наряду с этим у щенка заглушают те врожденные рефлексы, которые могут вредно повлиять на дрессировку… Воспитание по существу является подготовительным периодом перед дрессировкой, причем переход от воспитания к дрессировке происходит постепенно”.

Следующим отличием воспитания от дрессировки, авторы считают время осуществления этих процессов. Так если воспитание необходимо начинать сразу после отъема щенка от матери, то к дрессировке следует приступать не ранее десяти месяцев, “так как в раннем возрасте организм собаки и ее нервная система не достигают еще полного развития”.

Очень подробно воспитание анализируется В.Н. Зубко в книге “Воспитание собаки”. Так В.Н. Зубко считает, что “Воспитание щенка — это выработка у него навыков, привычек, полезных для хозяина. Воспитание направлено на приучение щенка своевременно воспринимать раздражители внешней и внутренней среды, и правильно на них реагировать с целью облегчения его повседневного содержания и последующей дрессировки. Одновременно в процессе воспитания у щенка затормаживаются и изживаются ненужные, вредные “привычки”. Этим достигается удобное и выгодное для хозяина, членов его семьи и окружающих поведение щенка”.

Здесь следует не согласиться, т.к. навыки вырабатываются только в процессе дрессировки.

По мнению В.Н. Зубко, в отличие от дрессировки взрослых собак воспитательная дрессировка щенков “не ставит своей целью приучать их немедленно, четко и безотказно выполнять команды в любых условиях окружающей среды, а лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко и несовершенно… Сущность воспитания щенка и его начальной дрессировки заключается не в том, чтобы научить его садиться, ложиться, стоять и т. п.: они способны это делать по своим природным задаткам, – а в том, чтобы они выполняли подобные действия правильно и по командам (сигналам) хозяина”.

В.Н. Зубко подчеркивает, что принципиальных различий между воспитанием и дрессировкой не существует: “Общим для воспитания и дрессировки является то, что они основаны на психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на выработку у животных полезных для человека навыков, привычек и недопущение ненужных, вредных действий”. Однако, по его мнению: “Существенное же различие между ними заключается в следующем. При воспитании щенка ставится задача выработать у него общие начальные полезные для человека навыки, делающие его послушным в повседневном обращении и являющиеся основой последующей начальной дрессировки, а затем, когда щенок станет взрослой собакой,— основой успешной общей (ОКД) и специальной (защитно-караульная, розыскная и др.) дрессировок. Таким образом, воспитание направлено на выработку начального общего послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не доведенных до полного совершенства. Дрессировка же собак позволяет вырабатывать у них четкие, безотказные навыки не только общего послушания, а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок, позволяющие использовать их на той или иной службе (работе)”.

По нашему мнению следует разделить понятия “Воспитание собаки”, “Воспитательная дрессировка” и “Дрессировка собаки”.

Воспитание собаки - это целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию ее темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам в дальнейшем использовании собаки. Воспитание должно обеспечивать нормальное завершение развития нервной системы, адекватную социализацию, становление заданных свойств темперамента и социального поведения, гарантирующих эффективное управление собакой, ее дрессировку и применение

Воспитательная дрессировка – выработка у молодой собаки первоначальных условных рефлексов, необходимых для дальнейшей ее дрессировки.

Дрессировка собаки – это  выработка  у  них  условных рефлексов (навыков), необходимых для управления ее поведением.

А еще можно опубликовать статью в своем блоге:
Опубликовать в twitter.com         Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 feed. Комментарии и пинги сейчас закрыты. Извините.

Комментарии закрыты.


Обратный звонок RedConnect